-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Pekshin

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.12.2008
«аписей: 4606
 омментариев: 9926
Ќаписано: 15296



¬еликий комбинатор ѕавел  лушанцев

—реда, 12 январ€ 2011 г. 22:36 + в цитатник

NASA решило определить фантастическую семерку, сюда определили самых недостоверных фильмы.  роме этого были выбраны фильмы, в которых фантастическа€ мысль протекает в правдивом русле.


»менно так можно определить творческий путь режиссера, оператора, драматурга и писател€ ѕавла  лушанцева (1910 - 1999) - в кино и в научно-попул€рной литературе космос вообще и попул€ризаци€ космических полетов в частности оставались дл€ него главными темами. », конечно же, фантастика. ѕавел  лушанцев один из немногих (если не единственный) отечественных режиссеров, за которым на «ападе закрепилась репутаци€ именно режиссера-фантаста.


 огда в перестроечные годы ƒжордж Ћукас, режиссЄр одного из самых кассовых фильмов о космосе “«вЄздные войны”, посетил ћоскву, он попросил организовать ему встречу с маэстро ѕавлом  лушанцевым. Ќа недоумЄнный вопрос российских чиновников: «ј кто это такой?» - Ћукас ответил: « лушанцев - крЄстный отец '' «вЄздных войн ''. Ѕез его фантастических фильмов и уникальных технических изобретений € бы не смог даже подступитьс€ к своему фильму».
—кудные сведени€ о  лушанцеве с трудом удалось раздобыть в научно-исследовательском институте кино: «ѕавел  лушанцев? ƒа, такой режиссЄр работал на киностудии ''Ћеннаучфильм'', в 1972 году вышел на пенсию, и с этого времени профессиональной де€тельностью не занимаетс€».
Ћукасу солгали. ѕавел ¬ладимирович  лушанцев был фактически насильно отлучен от кино и на жалкую пенсию доживал с женой свой век в небольшой питерской комнатке.

„иновники сделали все возможное, чтобы эта встреча не состо€лась.

Ќо  лушанцева все-таки разыскал другой голливудец – –оберт —котак, дважды лауреат самой престижной в мире кинопремии «ќскар». ќн получил их за разработку специальных комбинированных киносъемок и спецэффектов. —котак прислал ѕавлу ¬ладимировичу большое письмо, в котором сообщал, что работает над книгой о технических возможност€х кино и что скрупулезно изучил в —инематеке фильмы  лушанцева. Ќо дл€ него остаютс€ неразгаданными 50 технических приемов режиссера, которые, по его мнению, можно реализовать только с помощью компьютерных технологий. ј ведь все свои фильмы  лушанцев сн€л задолго до их по€влени€.

¬скоре в јмерику ушла увесиста€ бандероль с рукописью, в которой  лушанцев без каких-либо условий и просьб об оплате раскрывал свои киношные секреты, подкрепленные детальным описанием и множеством фотографий. ћастер был безмерно рад уже тому, что его вклад в кинематограф по достоинству оценен американскими коллегами.

Ќо и подробные разь€снени€  лушанцева не убедили —котака. » тогда он сам прилетел в —анкт-ѕетербург.

¬скоре, в 1995 году, в 85 летний юбилей ѕавла ¬ладимировича, в —Ўј, на канале Discovery выход€т две передачи о нем, подготовленные —котаком - “The Last Frontier”, а журнал '' American cinematographer '' опубликовал две обширные статьи '' лушанцев – российский мастер фантастики'', где —котак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника и поставил его в один р€д с признанными гени€ми мирового кино ƒжорджем ћельесом, ¬иль€мом  амероном, ƒжорджем ѕолом.

—котак, прекрасно знающий “who is who” в кино, откровенно писал, что по€влению на экранах удивительно реальных, масштабных сцен в космосе мир об€зан не '' «вЄздным войнам '' и даже не —тенли  убрику, который сн€л свою ''  осмическую ќдиссею гораздо раньше «¬ойн» ( в далЄком 1968 году), а именно ѕавлу  лушанцеву и его грандиозному, безпрецедентному космическому киносериалу: “ћетеориты” (1947г.), “ ¬селенна€ ” (1951г.), “ƒорога к звЄздам” (1957г.), “ѕланета бурь” (1961г.), “Ћуна“ (1965г.), “ћарс“ (1968г.).

–оссийские средства массовой информации не отметили 85-летие мастера научно-попул€рного кино ни единой строчкой...

¬ самом деле, немного в нашем кино найдетс€ режиссеров, чье творчество столь тесно св€зано с развитием научно-фантастической тематики. ѕодавл€ющее большинство лент ѕавла  лушанцева напр€мую или косвенно св€заны с научной фантастикой. ќн первым попыталс€ совместить два киножанра - научно-попул€рное кино и Ќ‘, в результате чего в кино по€вилось принципиально новое направление - Ќ‘ киноочерк (или попул€рно-фантастический фильм), к сожалению, так и не нашедший в нашем кинематографе последователей.

—тенли  убрик и ƒжордж Ћукас называют  лушанцева своим "крестным отцом" и учителем, на его фильмах изучают операторское мастерство, а известный специалист в области экранных трюков и кинокритик, лауреат "ќскара" –. —котак даже специально приезжал в –оссию, чтобы расспросить  лушанцева о секретах его уникальных съемок. "«а 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать их" - сетовал журнал "јмериканский кинооператор", в 1996 году посв€тивший к 85-летию русского режиссера целых два выпуска.

¬пору бы гордитьс€: богата земл€ русска€! Ќо, как обычно у нас и бывает, в –оссии заслуги ѕавла  лушанцева все еще недооценены. ѕри подготовке статьи, автор этих строк имел возможность в этом убедитьс€: даже в Ќ»» киноискусства оказалось весьма проблематичным найти хот€ бы мало-мальски подробные биографические сведени€. 

ќкончив в 1930 году операторский факультет Ћенинградского фототехникума, ѕавел ¬ладимирович  лушанцев попал по распределению на киностудию "Ѕелгоскино", на которой почти четыре года работал оператором, но в 1934 году перешел на Ћенфильм. «десь он освоил еще одну профессию - режиссера-постановщика. » если режиссерский дебют - художественный фильм "—емь барьеров" (1935) - ни чем не примечателен, зато вторую картину - фильм "Ќеустрашимые" (1937) - необходимо упом€нуть хот€ бы потому, что €вл€ет собой типичный образец так называемой "оборонной фантастики" - генерального направлени€ советского кинематографа конца 30-х. “ак или иначе, это была перва€ ступенька к фантастике научной. ј вот втора€ была сделана в том же году, когда на Ћенфильме  лушанцев организовал цех комбинированных съемок (позже он перекочевал на Ћеннаучфильм). «десь-то с небольшой командой единомышленников и началось освоение и изобретение "фирменных клушанцевских" кинотрюков, позже реализовавшихс€ в его научно-попул€рных и научно-фантастических лентах.

ј изобретений на счету  лушанцева немало - вз€ть хот€ бы разработанный в 1948 году совместно с оператором ј. Ћаврентьевым люминесцентный метод комбинированной съемки, широко используемый как раз в кинофантастике. ¬ те же годы произошло еще одно немаловажное событие - молодой, но уже маститый оператор Ћенфильма, впечатленный трудами ÷иолковского, увлекс€ наукой и, в особенности, иде€ми межпланетных путешествий, что и привело его, в конечном итоге, в научно-попул€рное кино и Ќ‘. ”же после войны ѕавел  лушанцев поставил более 100 научно-попул€рных фильмов и сюжетов, написал около 10 детских научпоповских книг (самые известные - "—танци€ Ћуна" и "  другим планетам"), и почти все они были посв€щены загадкам  осмоса и перспективам освоени€ космического пространства и планет человеком.

–еализоватьс€ многим иде€м помешала война. “ут уж нужны были не научно-попул€рные, а военно-учебные фильмы - их оператор и режиссер  лушанцев и снимал на киностудии "—ибтехфильм". ѕо окончании войны он не вернулс€ на престижный Ћенфильм, а устроилс€ оператором и режиссером-постановщиком на более чем скромную в финансовом и техническом отношени€х Ћенинградскую киностудию научно-попул€рных фильмов, с которой св€зана вс€ дальнейша€ творческа€ судьба  лушанцева. “ехническа€ база Ћеннаучфильма может и была одной из беднейших в —оюзе, но именно здесь по насто€щему раскрылс€ талант  лушанцева - кудесника камеры и монтажа, стремительно завоевавшего репутацию одного из лучших, многократно премированных постановщиков отечественного научно-попул€рного кино.

ј вот клип "яблочко" сделанный ѕ. лушанцевым в период 40-50-х г.






—н€то без компьютерной графики. — помощью обычных известных приемов монтажа и некоторых "комбинаций"  лушанцева. –еализм сн€того поражает.
∆елающие могут ознакомитс€: http://www.youtube.com/watch?v=-LBzIwJxKBQ

ѕервые же два фильма в этом жанре - "ѕол€рное си€ние" (1946) и особенно "ћетеориты" (1947) - привлекли внимание не только занимательностью научного сюжета, но в первую очередь мастерством комбинированной съемки. ћетеоритный дождь, например, или северное си€ние выгл€дели весьма достоверно и отнюдь не "мультипликационно". ƒл€ своего времени это были новаторские фильмы в технико-постановочном плане.

 стати, некоторые из научпоповских фильмов режиссера получили премии на международных фестивал€х фантастического кино. 

Ќо если предыдущие два фильма не выходили за рамки своего жанра, то жанровые границы ленты "¬селенна€" (1951), созданной совместно с Ќ. Ћещенко, ощутимо надорвало обращение не только к строгим научным фактам, но и к области околофантастической - миру гипотез, предположений и даже откровенных фантазий. » учебно-познавательный рассказ о строении —олнечной системы, особенност€х ее структуры, о космических телах и их взаимодействии превратилс€ в увлекательное повествовании с чудесным изобразительным р€дом о прошлом, насто€щем и будущем ¬селенной.  стати, соавтор сценари€ ј. —азонов через несколько лет написал сценарий Ќ‘ фильма "Ќебо зовет" (1959), того самого, который ‘.  оппола в 1965 году перемонтировал и выпустил под названием "Ѕитва за —олнце". "¬селенна€" имела успех и принесла авторам премию VII ћ ‘ в  арловых ¬арах (1952) и диплом IV ћ ‘ в ѕариже.

¬се-таки даже во "¬селенной"  лушанцев еще пыталс€ соответствовать канонам жанра, осторожно, строго порционно ввод€ элемент даже не фантастики, а фантазии. ‘антастика же "чистого разлива" по€вилась в 1957 году, когда одновременно со стартом первого спутника на экраны вышел ставший знаковым фильм "ƒорога к звездам".  лушанцев, наконец, нашел свой фирменный стиль научно-попул€рного кино - документальный научпоп плюс научна€ фантастика.

"ƒорога к звездам" - первый в истории кино попул€рно-фантастический фильм, то есть созданный на стыке научпопа и Ќ‘. ѕерва€ часть картины рассказывает об основоположнике космонавтики  . Ё. ÷иолковском, об истории развити€ ракетной техники и дальнейших перспективах космонавтики. ¬тора€ же часть - научно-фантастическое игровое кино, фантази€ на тему " ак будет происходить освоение человеком Ѕлижнего и ƒальнего  осмоса". ќчень достоверно и впечатл€юще показан эффект невесомости космонавтов - и это при более чем скромных технических возможност€х студии. ‘ильм был высоко оценен и получил премии I ¬ ‘ (ћосква) и I ћ ‘ научных и технических фильмов в Ѕелграде (1958). "ƒорога к звездам" имела большой успех не только в ———–, но и на «ападе, ее закупили в —Ўј, где она была показана по CBS в рамках сериала "20 век". ”видел эту картину и —тенли  убрик. ¬осхищенный мастерством русского режиссера, в " осмической одиссее 2001 года" он применил именно клушанцевский "эффект невесомости". ћного позже в одном из интервью  убрик за€вил, что без "ƒороги к звездам" не было бы и " осмической одиссеи",  лушанцев "подсказал" многие технические находки "ќдиссееи".

≈ще одна любопытна€ деталь: сценарий картины написал Ѕорис Ћ€пунов, попул€ризатор науки и Ќ‘, библиограф и историк фантастики, один из основоположников фантастоведени€. ¬озможно, что именно он и заразил режиссера фантастикой, подсказал удачный ход.

“огда же у режиссера родилась иде€ поставить исключительно игровую Ќ‘ ленту об экспедиции на Ћуну. ¬ 1959 году  лушанцев подал за€вку и проект был утвержден и поставлен в план Ћеннаучфильма. — самого начала еще не рожденному фильму не везло. —ценарий было предложено написать јлександру  азанцеву и профессиональному сценаристу ћихаилу ¬итухновскому, но результат не удовлетворил  лушанцева. Ќазрел нешуточный конфликт между режиссером и сценаристами, в результате которого со скандалом вышел из проекта ¬итухновский, а за ним и  азанцев. ƒоведенный до нервного срыва  лушанцев все-таки уговорил  азанцева вернутьс€ и переделать сценарий. ¬ результате в основу была положена повесть ј.  азанцева "ѕланета бурь", а герои картины вместо Ћуны отправились осваивать ¬енеру - кстати, впервые в истории кинофантастики.



 артина была сн€та, но один курьезный случай едва не задержал ее выход на большой экран. Ќа генеральном просмотре министр культуры ≈. ј. ‘урцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героин€, оставшись одна на орбите и дума€, что разведэкспедици€ погибла, плачет. ћотивировка министра была убийственной в своей чиновничьей глупости: "—оветска€ женщина-космонавт не может плакать!". ѕо счастью, кому-то все-таки удалось убедить ‘урцеву в том, что элемент человечности не навредит гранитному образу советских покорителей космоса, и фрагмент был спасен. 

¬от эта злополучна€ сцена.



‘ильм "ѕланета бурь" вышел на большой экран в 1961 году (на этот раз  лушанцев удачно "подгадал" очередную веху космонавтики), тут же став хитом сезона - по€вление картины удачно совпало с полетом √агарина и повальной увлеченностью космонавтикой. 




ѕокорение планет виделось не за горами, и  лушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картинку - как это может происходить в недалеком будущем. ƒело в том, что фильмов, в которых космический полет на другую планету был бы показан более-менее "научно" и достоверно, почти не было - " осмический рейс" (1936), "я был спутником —олнца" (1959) и "Ќебо зовет" (1959) - вот и все. —обственно, этими лентами (включа€ эксцентрическую "јэлиту") вообще ограничиваетс€ список отечественной кинофантастики 1920-1960-х годов. 

ќбъективности ради нужно сказать, что "ѕланета бурь" не была лишена многих серьезных недостатков. ѕрежде всего это касаетс€ шаблонных, лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъ€сн€ютс€ с таким комсомольским пафосом, что трудно сдержать снисходительную ухмылку. ’от€ в фильме были задействованы неплохие актеры - ¬. ≈мель€нов, √. ∆женов, дл€ которого "ѕланета... " стала дебютом в кино после возвращени€ из сталинских лагерей.



¬прочем, эти недостатки с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действи€ - есть здесь и погибша€ экспедици€, и загадка древней венерианской цивилизации, и плото€дный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с €щероподобными аборигенами, и свихнувшийс€ робот "∆елезный ƒжон" - объект зависти голливудских кинематографистов (в фильме действительно играет самый насто€щий шарнирный робот - такого даже в американских лентах 40-60-х гг. не встретишь!). 






Ќаконец, весьма впечатл€юще и натурально изображены динозавр и гигантский птеродактиль, на удивление достоверно сн€та сцена извержени€ венерианского вулкана. ¬изуальный р€д картины ни на йоту не уступал голливудским Ќ‘ лентам тех лет.


 
’от€, конечно же, все эти достоинства не став€т его в один р€д, например, с " осмической одиссеей"  убрика или "—ол€рисом" “арковского. Ћюди, их характеры и взаимоотношени€, космическа€ философи€ не интересовали  лушанцева-режиссера. "ѕланета бурь" создавалась в большей степени с целью попул€ризации космонавтики.



» надо сказать, что поставленна€ задача режиссеру удалась. —казав выше, что "ѕланета бурь" стала хитом сезона мы имели в виду попул€рность у зрителей.  ритика же ругала фильм нещадно. ¬ истории нашего кино лента так и осталась недооцененной. —овсем по-другому к ней отнеслись за рубежом. 



‘ильм был закуплен 28 странами, колоссальный успех "ѕланета... " имела в —Ўј. ¬ 1968 году ѕитер Ѕогданович "поставил" фильм "ѕутешествие на планету доисторических женщин". √лагол "поставил" заключен в кавычки не случайно - "ѕутешествие... " оказалось перемонтированной "ѕланетой бурь", а говор€ проще - плагиатом. 

ћного позже, в 1996 году, уже упоминавшийс€ журнал "јмериканский кинооператор" с вызывающей уважение самокритичностью заметил: "  сожалению, из многих его [ лушанцева. - ≈. ’.] фильмов в —Ўј показывались лишь перемонтированные отрывки, включенные в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссеров, включа€ раннего ‘рэнсиса  опполу".



¬ том, что в Ўтатах до сих пор помн€т фильм советского режиссера свидетельствует и недавн€€ лента " расна€ планета". ƒаже зарубежна€ критика отметила сюжетное сходство с "ѕланетой бурь", вплоть до пр€мых заимствований из нее. ¬р€д ли сильно погрешу против истины, если позволю предположить, что нынешн€€ известность "ѕланеты бурь" по большому счету строитс€ не на ее все-таки сомнительной художественной ценности и даже не на наличии в ней каких-то особых спецэффектов (попул€рно-фантастические ленты  лушанцева куда более технически изобретательнее). 





ќ фильме довольно регул€рно пишут и вспоминают во многом благодар€ повышенному интересу к нему в √олливуде.   стати, можно отметить, что сцена гибели робота была познее воспроизведена во втором «“ерминаторе».



–азрозненные кадры из фильмов  лушанцева часто используютс€ в разных научно-попул€рных фильмах по «ƒискавери».

ѕосле шквального огн€ критики, обрушившейс€ на "ѕланету... ", ѕавел  лушанцев зарекс€ снимать сугубо игровые фильмы и вернулс€ в любимое лоно научпопа. Ќо фантастика на этом не закончилась. —пуст€ несколько лет он поставил без преувеличени€ блистательные попул€рно-фантастические фильмы "Ћуна" (1965) и "ћарс" (1968), завершив "планетарную трилогию". Ќа мой взгл€д, эти ленты сто€т нескольких "ѕланет бурь", не случайно "Ћуна" в 1966 году получила «олотую печать города “риеста на IV ћ ‘ фантастических фильмов. ƒраматурги€ "Ћуны" выстроена по фирменному рецепту  лушанцева: в первой части - собственно научно-попул€рной - сообщаетс€ о последних на тот момент достижени€х ученых в области исследовани€ Ћуны, ученые дел€тс€ гипотезами относительно происхождени€ лунных морей, температуры лунной поверхности и т. д. 

–ежиссер вместе с замечательным художником-фантастом ё. Ўвецом (тот самый, который создавал предметный мир в " осмическом рейсе"), придумавшим впечатл€ющие декорации, предлагают помечтать, как в недалеком будущем будет осваиватьс€ Ћуна людьми: от гипотетической первой лунной экспедиции до демонстрации лунных городов, лабораторий и т. п. ѕостановочна€ грандиозность картин космического будущего, вещность фантастических образов поражают и сегодн€. ѕо этой же схеме выстроен и сюжет "ћарса", где режиссер блест€ще воссоздал "природную среду" самой загадочной планеты —олнечной системы. —емь фрагментов, где строгие научные данные сочетаютс€ с игровой научной фантастикой, рассказывают о физических услови€х на красной планете, возможности жизни на ней, о "каналах" и "мор€х" ћарса, гипотетических формах растительности.

‘рагменты из фильма "ћарс".
–азумеетс€, режиссер не упустил возможности пофантазировать и на тему освоени€ ее в недалеком будущем. ¬ 1970 году ѕавлу ¬ладимировичу  лушанцеву присвоили звание «аслуженного де€тел€ искусств –—‘—–, он продолжал снимать замечательные научно-попул€рные фильмы о загадках ¬селенной и «емли, но процент фантастического допущени€ в них уже почти неразличим, что, однако, не умал€ет их несомненных достоинств; он много писал - увлекательные научно-попул€рные книги дл€ детей. ¬ 1980-е, когда он ушел из кино, о нем как-то сразу забыли. «наменитый во всем мире режиссер и оператор, признанный мастер кинофантастических спецэффектов почти полностью ослеп и до конца жизни ютилс€ с женой в тесной коммунальной квартирке. 
Ќа «ападе о нем немало написано, им€  лушанцева известно любому режиссеру-фантасту. Ќа родине царило молчание. ¬“олько недавно, его ученики с Ћеннаучфильма напомнили зрителю о нем, когда в 2000 году к 90-летию режиссера был выпущен фильм-посв€щение "ѕавел  лушанцев - к звездам" (реж. ј. “кал€).
‘ильмографи€:
«—емь барьеров» (1935)
«Ќеустрашимые» (1937)
«ѕол€рное си€ние» (1946)
«ћетеориты» (1947)
«¬селенна€» (1951, совместно с Ќ. Ћещенко)
«“айна вещества» (1956)
«ƒорога к звЄздам» (1957)





«ѕланета бурь» (1962)
«Ћуна» (1965)
«ѕутешествие на доисторическую планету» (—Ўј, 1965, перемонтированна€ верси€ фильма «ѕланета бурь»)
«ћарс» (1968)

 адры из фильма "ћарс".










«ѕутешествие на планету доисторических женщин» (—Ўј, 1968, перемонтированна€ верси€ фильма «ѕланета бурь»)
«¬ижу «емлю!» (1970)

Ѕиблиографи€: 

«  другим планетам!» (1959, переиздана в 1962 году)




«ќ чем рассказал телескоп» (1962, переиздана в 1972 и 1980 году)
«—танци€ Ћуна» (1965, переиздана в 1974 году)
«ќтзовитесь, марсиане!» (1968, переиздана в 1976 году)
«ƒом на орбите» (1975)
  «ќдиноки ли мы во ¬селенной?» (1981)

–убрики:  –азное
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку