-ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Pekshin

 -»нтересы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.12.2008
«аписей: 4595
 омментариев: 9880
Ќаписано: 15238

√ород-√ерой —талинград

¬торник, 04 ћа€ 2010 г. 23:34 + в цитатник

Ќет на всем постсоветском пространстве человека, кто бы не знал о подвиге —талинграда, ибо —талинградска€ битва была одним из самых кровопролитных сражений второй мировой войны.

ћы говорим — мужество, а подразумеваем — —талинградскую битву.
ћы говорим — —талинградска€ битва, а подразумеваем — мужество.


√ќ–ќƒ, ¬ќ— –≈—Ў»… »« ћ≈–“¬џ’


“ема городов-героев находит у вас, дорогие читатели, много откликов. » рефреном проходит основна€ мысль в комментари€х: главное, не предать забвению. Ќе предать забвению подвиг советского народа. ѕодвиг солдат  расной армии. ѕодвиг каждого, кто стал на защиту –одины — не будет забыт, пока мы об этом помним.
Ќо € столкнулась с одной проблемой. ћатериалов много, выбрать наиболее достойный, задача непроста€. ј уж если речь зашла о —талинградской битве — тем более. ѕоэтому в данном посте речь пойдет о ћамаевом кургане.  аменные скульптуры красноречиво передают весь драматизм героической битвы нашего народа в годы ¬еликой ќтечественной войны под —талинградом. ¬ битве, в которой было пролито столько крови, что кажетс€, нет ни одного камн€ в окрестности, который был бы не обагрен человеческой кровью… «десь бои не прекращались почти 200 дней.



 онтроль за «высотой 102,0», как обозначалс€ ћамаев курган на военных картах, неоднократно переходил от советских войск к немецким и наоборот, так как занимал главенствующую позицию над центральной частью —талинграда и ¬олгой. Ѕои в районе ћамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала ¬альтера фон «ейдлиц- урцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «—вободна€ √ермани€».
¬водна€ композици€-горельеф «ѕам€ть поколений»

¬ход в храм вечной славы героев битвы обозначен вводной композицией (горельефом). ќна расположена на проспекте им. ¬. ». Ћенина у подножь€ ћамаева кургана. “ема композиции – пам€ть поколений.
¬ каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и разных национальностей —оветского —оюза. — венками и знамЄнами они идут, чтобы отдать долг светлой пам€ти павших героев-воинов.
Ћюди движутс€ неторопливым шагом. »х лица сосредоточены, головы опущены. ќни зовут посетителей пам€тника к широкой лестнице.
«десь же находитс€ мемориальна€ стела, посв€щенна€ городам-геро€м (открыта 02.02.1983 г., дополнена 09.05.1985 г.).
¬ 12 нишах-урнах из красного гранита хран€тс€ капсулы с легендарной землей городов-героев: ћосквы, Ћенинграда,  иева, ћинска, ќдессы, —евастопол€, Ќовороссийска,  ерчи, “улы, Ѕрестской крепости, ћурманска, —моленска.
Ўирока€ лестница выводит на јллею пирамидальных тополей.



ѕеред взором открываетс€ скульптурное убранство пам€тника-ансамбл€. ѕо мере приближени€ к вершине кургана всЄ €вственнее выступает композици€ «—то€ть насмерть», затем, как бы над ней поднимаетс€ скульптура –одины-матери.
”же отсюда, с насыпи гребн€, на котором в два р€да выстроились пирамидные топол€, видны кварталы города, заводские корпуса и заволжские дубравы.
ѕо авторскому замыслу все эти компоненты, как фон огромной панорамы, как увертюра эпической симфонии, подготавливают чувства и настрой души посетител€ к осмыслению главной темы пам€тника. «десь защитники города-геро€ не знали страха в бою и не отступали ни на шаг. » только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинутьс€ на несколько метров.
ѕриказ родины «—то€ть насмерть!» жил в сознании советских патриотов до последнего вздоха.
ѕлощадь «—то€вших насмерть»

 омпозици€ «—то€ть насмерть» отражает трудный период —талинградской битвы.  ак бы из самой великой русской реки поднимаетс€ советский воин-богатырь и, презира€ смерть, становитс€ на защиту родного города. ≈го фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. ћужественное, волевое лицо. √убы тронула презрительна€ улыбка. ¬ глазах непреклонна€ решимость. ћускулы напр€жены. Ёто советский человек, человек труда. ¬ойна ворвалась в его дом. ¬ грохоте взрывов, в л€зге гусениц увидел он смерть. Ќо не ужас, не страх вызвала она в нЄм. Ќеугасима€ ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. —ловно сама земл€ подн€лась вместе с ним навстречу врагу. ќна питает его своей силой, даЄт ему опору.



—тены-руины



«а композицией «—то€ть насмерть» расположены стены руины. —деланы они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих «развалин» выступают изображени€ человеческих лиц в определЄнном смысловом пор€дке. Ћева€ сторона посв€щена кл€тве сталинградцев, права€ — самой —талинградской битве.
—тены-руины — каменна€ книга, героическа€ летопись: « аждый дом — крепость». Ёта и множество других надписей — волнующа€ истори€ борьбы за жизнь. ќсколком снар€да, штыком, куском металла оставл€ли солдаты в перерывах между бо€ми свои автографы. ќтступать было некуда, бой шЄл за каждый дом, за каждую комнату в доме, за каждый метр —талинградской земли.
Ќа торце левой стены изображЄн момент переправы. ¬ысадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Ќемного выше слова: ««а ¬олгой дл€ нас земли нет» – это сказал снайпер ¬асилий «айцев, когда его принимали в партию.
Ћева€ сторона раскрывает тему солдатской кл€твы и верности ей. ¬ суровом строю застыли воины. Ќад ними знам€ с изображением Ћенина. ”ход€ в бой, они кл€лись: «ѕеред лицом наших отцов, поседевших героев ÷арицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знамЄнами, перед тобой, родна€ коммунистическа€ парти€, перед всей —оветской страной мы кл€нЄмс€, что не посрамим славы русского оружи€».
—оветский человек в шинели встал на —талинградской земле, закрыв собою город. ќн ранен в грудь. ќбнажено сердце, но воин не упал. «десь умирали сто€.
 омсомольский билет пробит осколком снар€да или пулей.
„лены всесоюзного Ћенинского  оммунистического —оюза ћолодЄжи — комсомольцы — всегда были верны родине. ќни шли в бой с верой в победу и своими боевыми делами вписали в историю борьбы за —талинград много €рких страниц массового героизма. »х отважные сердца не бо€лись огн€ и пуль. ќб этом свидетельствуют хран€щиес€ в музе€х пробитые пул€ми билеты јлексе€ ќчкина — командира группы «57 бессмертных»; ¬асили€ Ѕутова и јлександра ќлейничева, погибших при защите тракторного завода; сына испанского народа, защитника —талинграда –убена –уиса »баррури…
¬ конце левой стены изображЄн символический эпизод: из камн€, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. »х лица неподвижны. Ёто те, кто погиб здесь, кого мы называем геро€ми, о ком слагаютс€ песни. ќни живут в сердцах своих соотечественников. «десь звучит орган. ћузыка Ѕаха утверждает глубину авторского замысла, наве€нного осмыслением событий сурового времени.
ѕрава€ стена — втора€ часть каменной книги — раскрывает сущность героической борьбы на улицах города. ќна начинаетс€ с изображени€ солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: «я из 62-й!» — и устремл€етс€ в бой.
ћного надписей было оставлено на стенах домов, в которых сражались защитники —талинграда. јвтор как бы перенЄс их сюда, на пам€тник, сохранив почерки и содержание.
«јвтомат на шее, 10 гранат под рукой, отвага в сердце — действуй!» — писал „уйков в инструкции дл€ штурмовых групп. ƒа, отвага в сердце бросала солдат на решительные действи€.
¬ыписка из протокола комсомольского собрани€:
¬опрос: «—уществуют ли уважительные причины ухода с огневых позиций?»
ќтвет: «»з всех оправдательных причин только одна будет прин€та во внимание — смерть».
—урова€ правда суровой поры. Ќо это не значит, что все защитники св€щенных рубежей были обречены на смерть. Ќет. Ќаоборот, така€ требовательность об€зывала и молодого солдата и бывалого командира умело оборон€ть свои позиции, разить врага и тем самым утверждать право на жизнь.
–€дом, на изрешеченной осколками и пул€ми стене, чьей-то рукой написано: «≈сли погибну, считайте мен€ коммунистом». “ак писали сотни и тыс€чи воинов, уход€ в бой. ¬ бою, в огне сражени€ они провер€ли себ€, свою готовность быть в р€дах партии и носить высокое звание коммуниста. —оветский народ без огл€дки вверил коммунистической партии свою судьбу, потому что в мире не было и нет другой партии, котора€ с такой последовательностью, настойчивостью и бесстрашием боролась за интересы труд€щихс€. » чем грознее опасность, тем плотнее объедин€лись советские люди вокруг своей партии. ¬от почему в период самых жестоких боЄв — в сент€бре и окт€бре 1942 года — на —талинградском фронте было прин€то в партию 14 400 воинов.
¬верху, над изображением танка, выступает рельефный силуэт солдата в каске. ѕо-русски красив и отважен этот молодой солдат. ќн пристально смотрит в сторону врага. «ќгонька им, реб€та, побольше, чтобы не забывали гады, чь€ эта улица, чей этот дом!.. —ержант ѕавлов». јвтор как бы выхватил из жизни героического гарнизона ƒома якова ѕавлова всего лишь один момент, но воскресил в пам€ти все 58 огненных дней и ночей, всю €рость напр€жЄнной борьбы за один дом.
— не меньшей выразительностью и глубиной рассказывает фрагменты, размешЄнные в верхней части стены, о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки, отдава€ всЄ дл€ фронта, всЄ дл€ победы.  аждый фрагмент волнует и вызывает чувство гордости за людей героического тыла. » тут нельз€ не сказать: подвиг ратный — родной брат трудовому.
ѕлощадь героев



«¬ысто€в, мы победили смерть».

¬тора€ скульптура рассказывает о подвигах женщин в ¬еликой ќтечественной войне. Ќар€ду с мужчинами несли т€готы войны и женщины. “олько в 62-й армии свыше тыс€чи женщин было награждено орденами и медал€ми. —реди них – зенитчицы, св€зистки, лЄтчицы, танкисты, но чаще всего медицинские сЄстры, санитарки, врачи.

“реть€ композици€ рассказывает о славных мор€ках. ѕрижав к себе св€зки гранат, решительно устремилс€ вперЄд мор€к, он готов отомстить за погибшего товарища, готов броситьс€ под фашистский танк, но не пропустить врага.

„етвЄрта€ композици€ передаЄт напр€жение раненого командира, который до последней минуты не покидает передний край, продолжа€ руководить боем.

ѕ€та€ композици€ — погиб знаменосец, но знам€ не должно упасть. ≈го подхватил другой воин и устремилс€ вперЄд. «десь выражены мужество и отвага защитников волжской твердыни.

Ўеста€ композици€ аллегорическа€ – два советских воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику.
Ќа другой стороне вод€ного партера, слева, располагаетс€ более чем стометрова€ стена в виде развЄрнутого и сильно удлинЄнного знамени. Ќа ней слова:«∆елезный ветер бил им в лицо, а они всЄ шли вперЄд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!».

«ал воинской славы








—урово и строго оформлен вход в «ал воинской славы. Ќависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают блиндаж. Ќо вот крутой поворот — и перед глазами великолепный сверкающий золотом зал. ќн имеет форму цилиндра. ≈го внутренние размеры: высота — тридцать с половиной метров, диаметр — сорок один метр.
Ќа фоне золотой смальты по всему периметру стены свисают тридцать четыре символических красных знамени, они тоже из золотой смальты. Ќа этих мозаичных знамЄнах начертаны имена воинов, павших в —талинградской битве. —писок погибших заполн€ет зал снизу до верху. Ќад знамЄнами — широка€ лента, и на ней надпись: «ƒа, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед св€щенной матерью –одиной!».
ѕотолок зала украшен изображени€ми орденов. ¬ центре потолка сделан проЄм диаметром в 11 метров. ¬ проЄме располагаетс€ золотой венок, обвитый лентой от медали ««а оборону —талинграда».
÷ент зала занимает больша€ мраморна€ рука, держаща€ факел с пламенем ¬ечного огн€.
ѕо мере подъЄма по спиральному пандусу перед взором открываетс€ величественное изображение главного монумента. ¬ыход расположен на уровне следующей террасы — площади —корби. —кульптурна€ композици€ на эту тему открываетс€ сразу при выходе из «ала воинской славы.
ѕлощадь —корби


Ќа площади — склонивша€с€ фигура женщины-матери. ѕеред тем, как похоронить своего погибшего сына, она обн€ла его и погрузилась в безграничную скорбь. Ћицо воина покрыто знаменем.  омпозици€ выполнена в бетоне, но скульптор словно превратил его в эластичный, почти прозрачный материал, который наброшен на тело погибшего солдата.
¬ойна принесла горе чуть ли не в каждую семью. —п€т сыновь€ в братских могилах от ¬олги до Ѕерлина. » пусть в облике этого воина кажда€ мать увидит пам€тник своему сыну, не вернувшемус€ домой. ¬ этой скульптуре выражена не только глубока€ скорбь, но и протест женщин против войн, унос€щих миллионы жизней. ƒорого обошлась человечеству втора€ мирова€ война. “олько наша страна потер€ла в ней 20 миллионов человек.
√лавный монумент

Ќад площадью —корби поднимаетс€ насыпной курган — св€та€ св€тых пам€тника — братские могилы. «десь похоронены защитники города. ќт площади —корби к главному монументу ведЄт серпантинна€ дорожка, вдоль которой надгробные плиты — знаки братских могил.
¬енчает весь ансамбль скульптура –одины матери. ¬ысоко подн€в меч, она призывает к борьбе: победа на ¬олге — это ещЄ не окончательна€ победа над фашизмом, впереди были годы войны. –одина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народы ≈вропы от гитлеровского ига.
¬еличественна€ скульптура –одины-матери подн€лась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города.
¬есь пам€тник-ансамбль выполнен в бетоне. —ам материал подчЄркивает суровый характер борьбы, героического подвига советского народа.
Ќа земном шаре много гор и хребтов, больших и малых высот. —реди их ћамаев курган обозначен почти незаметной точкой, но в истории мировой войны он отмечен как самый значительный пункт.
‘ашисты были на ћамаевом кургане, они рассчитывали нанести отсюда смертельный удар в сердце –одины, но просчитались. ѕосле разгрома на ¬олге √итлеру не удалось удержать свои армии ни на ƒону, ни на ƒнепре, ни на ¬исле и ќдере, а у Ѕерлина от них остались одни осколки.
”же в феврале 1943 года с вершины кургана советским воинам стала видна зар€ победы. ѕопрощавшись с руинами города-геро€, они пошли на «апад, на Ѕерлин.
ѕредставители иностранных государств, приезжавшие сюда после великой битвы, считали, что город восстановить невозможно. Ѕывший посол —Ўј в —оветском —оюзе ƒэвис, увидел развалины улиц и заводских корпусов, сказал: «Ётот город мЄртв, и вы его не восстановите. „то умерло, то умерло. я не знаю, чтобы кто-либо воскрес из мЄртвых».
«ападные дипломаты советовали обнести развалины проволокой и оставить как огромный исторический музей, счита€, что на этом можно хорошо заработать.
Ќо советский народ не мог пойти на это. ¬олею коммунистической партии и усилием всего советского народа легендарный город возрожден. ќн стал крупным промышленным центром страны, портом п€ти морей.
» сегодн€ с вершины кургана виден цветущий город-герой ¬олгоград.















—обыти€ —талинградской битвы имели колоссальное значение дл€ дальнейшего хода ¬торой мировой войны, это был точка великого перелома в его ходе. » признанием этого вклада служат не только грамота американского президента ‘ранклина –узвельта и меч английского корол€ √еорга VI, бережно хранимые ныне в ¬олгоградском государственном музее-панораме «—талинградска€ битва», но и площади и улицы имени —талинграда в ѕариже и Ћондоне, других странах ≈вропы и јмерики, а также тот неоспоримый факт, что во всем мире из всех драматических моментов ¬торой мировой войны на ¬осточном фронте, единственно известный ныне — —талинградска€ битва.


–убрики:  »нтересные факты
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



жаблик   обратитьс€ по имени —реда, 05 ћа€ 2010 г. 00:10 (ссылка)
—пасибо за экскурсию. ƒед мой там воевал, а бабка была медсестрой.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлександра_ћайска€   обратитьс€ по имени —реда, 05 ћа€ 2010 г. 01:21 (ссылка)
ќгромна€ благодарность за мой город!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Tomas   обратитьс€ по имени —реда, 05 ћа€ 2010 г. 13:39 (ссылка)
я читал, что тетка с мечом постепенно рассыпаетс€ и если еЄ не чинить - скоро рухнет от старости и ветхости.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 06 ћа€ 2010 г. 12:54ссылка
Tomas, "тетка с мечем" не рассыпаетс€, с ней всЄ в полном пор€дке , как и с комплексом в целом. “ам где вы читали, вам наврали.
ѕерейти к дневнику

„етверг, 06 ћа€ 2010 г. 12:57ссылка
Ќикому нельз€ верить, блин.
ѕерейти к дневнику

„етверг, 06 ћа€ 2010 г. 13:01ссылка
Tomas, почему никому? ћне, например, можно!:pioneer:
lukysia   обратитьс€ по имени „етверг, 06 ћа€ 2010 г. 12:56 (ссылка)
Pekshin, отличный пост, спасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку